Главная » 2014 » Ноябр » 28 » Ваханский коридор сократит зависимость Таджикистана от Узбекистана
18:26
Ваханский коридор сократит зависимость Таджикистана от Узбекистана

Таджикистан пытается свернуть горы Памира, чтобы сократить зависимость от Узбекистана, тем самым усиливая свою геополитическую значимость в регионе через преумножение своего транзитного потенциала. Все это происходит на фоне борьбы между мировыми державами за Центральную Азию. 

Назарали Пирназаров, CA-News, Душанбе 



Душанбе и Исламабад подтвердили свою приверженность к строительству транспортной артерии, которая позволит соединить китайский Кашгар с пакистанским портом Гвадар через Таджикистан и Ваханский коридор (Афганистан). Технико-экономическое обоснование проекта готово практически на 70%. Идея вынашивается со времен Российской Империи, однако реальное воплощение нашла в XXI веке. 

Цель связать Кашгар с Гвадаром 

Министр коммуникаций Пакистана Арбаб Аламгир Хан, прибыв в Душанбе 7 августа, провел переговоры с премьер-министром Таджикистана Акилом Акиловым, министром иностранных дел республики Хамрохоном Зарифи и со своим таджикистанским коллегой Низомом Хакимовым. 

«Было отмечено об успешном развитии сотрудничества между Таджикистаном и Пакистаном в сфере торговли, энергетики и транспортных коммуникаций», - сообщили CA-News в таджикистанском внешнеполитическом ведомстве. 

Эксперты в Таджикистане уверены, что торговые отношения двух стран возрастут с вводом в эксплуатацию новых коммуникаций между двумя странами. Товарооборот между двумя странами по итогам 2010 года составил 21 млн. долларов, что в три раза превышает показатель 2009 года. 

По данным пакистанских СМИ, на прошедших переговорах Душанбе и Исламабад выразили готовность построить железную дорогу из Китая в пакистанский порт Гвадар через Таджикистан и Афганистан. Сообщается, что стороны договорились продолжить многосторонний формат переговоров с участием стран, заинтересованных в проекте. 

Строительство «азиатского гиганта» застопорилось 

Вдоль железной дороги планируется проложить автотрассу, строительство которой пакистанская сторона начала осуществлять частично еще пять лет назад. 

В июле 2006 года в Пакистане после 30-летней консервации было возобновлено строительство крупнейшего в Азии тоннеля «Ловари», протяженностью в 8,8 километров, высотою в 7,1 метров и шириною в 7,5 метров. 

Недавно по причине удорожания проекта в связи с повышением цен на стройматериалы временно приостановлено строительство «азиатского гиганта», стоимость которого пять лет назад превышала 150 млн. долларов. 

Проект планировалось завершить к концу 2009 года, однако нестабильность в финансировании стали причиной несвоевременного его осуществления. Проектная документация объекта была разработана еще в 1955 году, а само строительство началось в 1975 году, и через несколько месяцев по неизвестным причинам было приостановлено. 

Заинтересованность России в проекте 

Тоннель «Ловари» является частью проекта по строительству автотрассы из Таджикистана в Пакистан через Ваханское ущелье в Афганистане. 

Ваханский коридор, расположенный на северо-востоке Афганистана, служил в XIX веке буфером между Российской и Британской Империями. Возрожденный Шелковый путь станет стратегически важным объектом для всех причастных к проекту стран. Пакистан получит прямой доступ к рынкам Центральной Азии, Китая и России, другие же стороны - к пакистанским портам. 

О своей заинтересованности в реализации данного регионального инфраструктурного проекта год назад заявила и Россия на сочинском саммите «душанбинской четверки», образованной Афганистаном, Пакистаном, РФ и Таджикистаном в 2009 году в Душанбе. Третья встреча в верхах этой четверки, к которой усиленно готовится Таджикистан, запланирована в таджикистанской столице в сентябре. 

«Ишкашим» фактор интеграции? 

В среду министр коммуникаций Пакистана намерен посетить Ишкашимский район Таджикистана, который граничит с Афганистаном. Данный район будет связующим звеном в планируемом глобальном соединении транспортных артерий. Именно в этом месте, которое более известно как Ваханский коридор, сойдутся узлы, откуда дальше пойдут транспортные нити через Афганистан в пакистанский Читрал на южном направлении, и через город Ош (Кыргызстан) в Китай на север, или же через таджикистанский Мургаб в КНР. 

Таджикистан уже начал реализовать проект по созданию свободной экономической зоны «Ишкашим», призванного развивать этот высокогорный район республики, расположенный в горах Памира. 

С другой стороны с созданием в этом приграничном районе свободной экономической зоны официальный Душанбе преследует цель подтолкнуть страны, с которыми у него теплые отношения, к интеграционным процессам, на фоне имеющихся разногласий с Узбекистаном, периодически создающего барьеры в экономическом развитии не только Таджикистана, но и всего региона. 

В поиске коммуникаций в обход Узбекистана 

Ташкент в прошлом году не раз опускал железнодорожный шлагбаум для таджикистанских грузов из-за разногласий по проекту завершения строительства советского долгостроя Рогунской гидроэлектростанции на внутренней реке Таджикистана Вахш. 

Железнодорожный транспорт Таджикистана в силу географических условий сильно зависим от соседнего Узбекистана. Попытки, предпринимаемые узбекским правительством, блокировать проект CASA-1000, предполагающего переток излишков электроэнергии из Таджикистана и Кыргызстана в Южную Азию могут только подтвердить дезинтеграционную роль Узбекистана в регионе. 

У Душанбе пока не имеет огромных свободных финансовых средств для реализации проектов, направленных на снятие зависимости, на которой эффективно играет Ташкент. Среди этих проектов строительство железнодорожной ветки из Туркменистана через всю территорию Афганистана в Пакистан, с возможным подсоединением к ней железной дороги из Таджикистана. Другой инфраструктурный проект касается строительства газопровода по такому же маршруту, в результате чего таджикистанская сторона получит возможность импорта углеводородов в альтернативу узбекским. 

Начало реализации этих проектов были также предметом переговоров пакистанского министра коммуникаций с премьер-министром Таджикистана. В поиске партнеров для осуществления этих проектов таджикистанские власти ведут переговоры также с Ашхабадом. На прошлой неделе глава МИД Таджикистана посетил с визитом Туркменистан. Однако, эти проекты пока неосуществимы из-за нестабильности в Афганистане. 

Эксперты утверждают, что с учетом нынешнего расклада дел в регионе необходимо принять политическое решение о строительстве железной дороги через Ваханский коридор, сократив тем самым зависимость от ненадежного в политическом отношении Узбекистана. Возможно, данное решение будет найдено в сентябре в Душанбе, когда будет вынесен на подписание соответствующий документ.

источник: CA-NEWS 

 

P.S Если вам понравился материал поделитесь с друзьями нажимая на соответствующий кнопке:

Читайте также:

  1. "Чилтанони нек" - дар эътикоди мардуми Помир
  2. Студенты ХоГУ Новые чемпиноы Ишкашима 5-ого соревнование по воллейболу 2015.
  3. Мукофоти Ҷамила Мирбозхонова барои ҷасорати журналистӣ.
Категория: Разное | Просмотров: 3904 | Добавил: amin | Теги: новости ваханского коридора, вахан, Новости вахана
+8
Всего комментариев: 0
ComForm">
avatar
More info